Желающих попасть в «школы с именем» так много, что детей отсеивают по территориальному признаку
Возле школьного крыльца чертит веточкой по земле семилетняя Рита Савельева. Ей хочется идти гулять в детский городок, но мама с папой уже вторую неделю целенаправленно обивают пороги районных школ.
Рита поступает в первый класс второй год. В прошлый раз ее не взяли в школу № 148 – девочке было 6 лет. «За год мы о многом передумали и выбрали школу № 98 с углубленным изучением английского языка, – рассказывают Ира и Денис, родители. – Но администрация школы предупредила, что наш ребенок будет зачислен лишь при наличии свободных мест, так как проживаем мы не в микрорайоне школы, а на улице Карпинского».
Хороших школ на всех не хватает
Сегодняшние семилетки уверенно читают, справляются с несложными математическими задачами, знакомы с компьютером. И потому претендуют на хорошую школу, мест в которой для всех нет. Ссылаясь на распоряжение комитета по образованию, администрация школ вынуждена отказывать тем, кто не подходит по территориальному признаку.
«Ежегодно при наборе первоклассников мы переживаем стресс, – признается завуч начальной школы № 98 Людмила Шаньгина. – За почти сорокалетнее существование школы дома повырастали, как грибы после дождя, число проживающих в микрорайоне детей превышает цифру возможного комплектования первых классов. Отсюда напрашивается вывод – типовой проект школьного здания устарел».
По мнению завуча, спрос на «обычное» образование у родителей первоклассников понижен. Поэтому Людмила Арсентьевна предлагает строить новые здания для востребованных школ и малокомплектные базовые школы. Ее поддерживает директор лицея № 95 Наталья Сидорова: «Мы переросли время одинаковых школ и одинаковых проектов».
С пистолетом на зачисление
Чтобы попасть в «статусную» школу, родители устраивают ажиотаж. Стало рядовым явлением в ночь перед записью жечь во дворах костры. Изумляясь собственному «безумию», родители шепотом передают друг другу историю о том, что в одной из школ района, увидев огромную очередь, папа будущего первоклашки выстрелил в воздух из пистолета, дабы быть первым.
Не все реагируют столь эмоционально. Ольга Миничева, мама Жени, который по месту проживания относится к лицею № 95, с нетерпением ждет 20 апреля, когда появятся списки первых классов. «Я не буду рвать на себе волосы от горя, писать жалобы на лицей или пытаться дать взятку, если не увижу сына в списке. Мне такой коллектив, в котором не нашлось места для своих детей, не нужен», – говорит Ольга.
Где еще есть места
Хотя списки зачисленных в первый класс обнародуют 20 апреля, родители догадываются о решении приемной комиссии. «На улице никто не останется, – уверяет ведущий специалист отдела образования Калининского района Надежда Бушкова. – В районе достаточно школ, где есть вакантные места для первоклассников. К примеру, это школы № 184, № 121 и № 535».
Корреспондент «МР» узнал, что места есть также в школе № 88, где набирают три первых класса. «На сегодняшний день мы полностью укомплектовали два класса, – говорит завуч начальной школы Таисия Куземина. – Я убеждена, что и третий класс мы доберем без проблем, после двадцатого числа».
В школе № 93 набирают один первый класс, и половина мест сейчас свободна. «Слишком мало детей проживает в нашем районе», – говорит директор школы Зинаида Чуракова.
Не все потеряно
Если в конце апреля окажется, что ребенок не попал в выбранную вами школу, отчаиваться не стоит. Супруги Савельевы настроены решительно: «Мы вернемся к этому вопросу весной. Возможно, на второй год в составе учеников произойдут изменения». Директор лицея № 95 Наталья Сидорова говорит, что вакансии могут появиться даже в начале учебного года:
«Отдавая ребенка в первый класс в шестилетнем возрасте, многие родители переоценивают их возможности. Если дети не справляются с заданиями, испытывают в шумной школьной среде стресс и дискомфорт, они возвращаются в детский сад».
Есть и другие факторы изменения состава детей в первом классе. Ребенок может выбыть из числа первоклашек из-за болезни, в связи с переездом родителей и даже из-за плохой успеваемости. Поняв, что ребенок не справляется с повышенными требованиями статусной школы, что он к ней психологически не готов, родители переводят ребенка в обычную школу.