Петербургский градоначальник с трибуны Законодательного собрания отчитался о работе за 2014 год.
Суть 60-минутного выступления можно свести к следующему: вокруг пожары, но в нашей квартире это не ощущается (лишь слегка прокоптился балкон). Мы делаем косметический ремонт, а бабушкин сервант никому не отдадим.
Экономика сосредоточения
По словам Георгия Полтавченко, Петербург – один из немногих регионов России, где реальные доходы населения (используемые для потребления и накопления) в 2014 году не упали, а выросли на 2,9%. При этом по росту цен мы заняли «отнюдь не почетное» первое место – 13,3%.
Похожая ситуация с зарплатами. Губернатор рапортовал о средней номинальной зарплате по Петербургу, которая вычисляется делением общей суммы зарплат на население города, – она выросла до 40 660 рублей в месяц. Но куда объективнее об экономическом положении можно судить по медианной зарплате – зарплате горожанина, который находится ровно посередине зарплатного списка. Или по реальной зарплате – это количество товаров и услуг, которое можно приобрести за ежемесячное вознаграждение. Эти показатели Полтавченко традиционно не озвучил.
У Петербурга есть шанс, простите за выражение, рвануть вперед быстрее всех в России.
Петербургская промышленность, один из основных источников пополнения бюджета, в 2014 году стала выпускать на 8,2% меньше продукции. Полтавченко назвал этот спад неглубоким. Специальная комиссия во главе с бывшим идеологом перестройки Абелом Аганбегяном выяснила, что за вычетом производства нефтепродуктов компаниями, которые лишь номинально расположены в Петербурге, «реально работающие городские предприятия сократили объемы производства примерно на 3%». Например, после завершения модернизации Саяно-Шушенской ГЭС на Енисее отпала необходимость в производимых у нас турбинах.
Осторожная экономическая политика и отказ от спорных инвестиционных проектов позволят Петербургу «рвануть через 1,5-2 года», сообщил губернатор. Видимо, такой срок его экономическая команда отводит кризису.
Правда, от строительства автомобильной магистрали №7, которая, по проекту, должна была разрезать Удельный парк, власти не откажутся. «Магистраль предусматривалась всеми Генпланами за 30 лет, и не нам ее оттуда исключать. А целостность парка можно сохранить, если дорога пройдет по эстакаде или в тоннеле», – заявил губернатор.
Политика неведомой дали
«Творческим консерватизмом» по Николаю Бердяеву Полтавченко назвал свой метод управления городом, а Стратегию социально-экономического развития до 2030 года – «обращением к грядущему, к неведомой дали» (цитата из статьи «Мысли о консерватизме»). Видимо, метафора оказалось слишком сложной для депутата Андрея Анохина, и бывший «справедливоросс» переспросил, как все-таки исполняется Стратегия... Зал чуть не обрушился от хохота, поскольку губернатор посвятил этому большую часть выступления.
В отличие от предыдущих лет, Полтавченко обошелся без цитат другого русского философа – Ивана Ильина. В первый год пребывания в Смольном, для сравнения, он цитировал Стива Джобса.
Вопрос Анохина был не единственной накладкой статусного отчета. Так, сразу после завершения чтения по бумажке Полтавченко начал говорить что-то от себя – одновременно со спикером ЗакСа Вячеславом Макаровым. Глава законодательной власти в итоге перетараторил главу исполнительной, видимо, сказался опыт усмирения одиозных обитателей Мариинского дворца. Ситуация повторилась в конце: Макаров поблагодарил Полтавченко и встал с места, депутаты восприняли это как сигнал к началу перерыва, в итоге последние слова губернатор произнес как школьный учитель после звонка.
Международная политика работает, мягко говоря, не на нас, но у нас никто не отберет чемпионат мира по футболу, Эрмитаж и Русский музей.
Неожиданным для Полтавченко стал вопрос независимого депутата Ольги Галкиной про Международный русский консервативный форум, куда, по ее мнению, съехались нацисты со всей Европы. «Насколько мне известно, на форуме нацистская тематика не фигурировала, а любые проявления национализма никогда не были и не будут приемлемы в нашем городе, в том числе у губернатора», – замешкался Полтавченко, видимо, припоминая, что Бердяев называл национализм «положительным благом и ценностью», а Ильин – «волей к творческому расцвету народа».
Охранительным пафосом Полтавченко зажегся и в той части выступления, которая была посвящена туризму. «Международная политика работает, мягко говоря, не на нас, но у нас никто не отберет чемпионат мира по футболу, Эрмитаж и Русский музей», – объявил губернатор. Год спустя он сможет смело отчитаться, что добился поставленной цели.