Предприниматели, производящие медикаменты, обратились к федеральным властям с предложением ввести запретительные пошлины для зарубежных препаратов.
Минздрав плохого не посоветует?
Сегодня около 80 процентов лекарств в наших аптеках – импортные, при том что, по словам генерального директора компании «Активные компоненты» Александра Семенова, 80 % зарубежных препаратов имеют российские аналоги. Но дистрибьюторы, которые живут за счет торговой наценки, предпочитают работать с более дорогими медикаментами, и чиновники, которые производят закупки лекарств, также отдают предпочтение импорту.
«Петербургский комитет по здравоохранению мог бы последовать примеру других регионов и закупать отечественные инсулины вместо импортных», – отметила член президиума всероссийского общественного Совета медицинской промышленности по Северо-Западному федеральному округу Галина Бабинцева. «Мы задавали этот вопрос чиновникам – они говорят, что стремились приобрести более качественные препараты», – заметил кто-то из депутатов. «Если бы наши инсулины были некачественные, их бы никто не стал закупать», – парировала Галина Бабинцева.
А в кулуарах производственники доказывали, что если препарат зарегистрирован Минздравом, то никаких сомнений в его качестве вообще не должно возникать. «Врач может выписать больному оригинальное лекарство, исходя из того, что оно более эффективно. Но если стоимость этого лекарства оказывается неоправданно высокой, то это противоречит и интересам больного, и интересам государства в целом», – объяснял Александр Семенов.
По индийскому пути
Предприниматели добиваются введения запретительных пошлин на ввоз лекарственных средств, имеющих отечественные аналоги. «Такая система была принята в Индии, – говорит Галина Бабинцева. – Как только налаживали выпуск аналога, тут же вводили 800-процентную пошлину на ввоз оригинала. И в результате в стране появилась развитая фармацевтическая индустрия».
Здоровье дороже
В то же время, как отмечает главный терапевт Петербурга Владимир Симоненков, дженериков – лекарственных средств, которые выпускаются без разрешения компании-разработчика после окончания срока лицензии, – на нашем рынке уже сегодня 80 %. В западных странах этот показатель – не более 30-40 %.
«Состав таких средств может быть эквивалентен оригиналу, но терапевтический эффект в большинстве случаев оказывается на 10-30 % ниже, чем у оригинальных препаратов, из-за различий в технологии и качестве производства. При этом стоимость качественного аналога составляет не менее 50 процентов стоимости оригинала – слишком дешевые препараты могут оказаться абсолютно неэффективными», – говорит Владимир Симоненков.
Не панацея
«Можно, конечно, идти по индийскому пути, только надо учесть, что средняя продолжительность жизни в этой стране меньше, чем в России», – отмечает директор по маркетинговым исследованиям компании «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов.
По его словам, выпуск дженерика возможен лишь по окончании срока лицензионной защиты, то есть через 20-25 лет после начала выпуска оригинального лекарства. Естественно, за это время оно уже морально устаревает.
По мнению специалиста, сегодня необходимо не осваивать производство дженериков, а сосредоточиться на разработке собственных инновационных препаратов – без этого ни о каких прорывах в области здравоохранения говорить не придется.
На разработку и испытание нового лекарства уходит 5-10 лет, но при этом расходы производителей окупаются с лихвой. Например, доходы от годовых продаж всего одного сердечно-сосудистого препарата, разработанного фирмой «Пфайзер», составили 20 миллиардов долларов США – больше, чем весь объем российского фармацевтического рынка.
А есть ли выбор?
Выступая на заседании комиссии, член президиума всероссийского Совета медицинской промышленности по Северо-Западу Галина Бабинцева попеняла питерским чиновникам на то, что они не закупают российские инсулины.
«Я уже не первый раз слышу, что где-то в России налажено производство инсулина, но не могу получить ответа, где именно, – говорит председатель Санкт-Петербургского диабетического общества Марина Шипунова. – Такое производство действительно необходимо, но оно должно быть крупным и гарантированным – это не тот препарат, который можно закупать у небольшого производителя, который сегодня работает, а завтра – нет».
Вопрос качества российских аналогов, подчеркивает Марина Шипунова, стоит очень остро: люди, которые 15-20 лет назад принимали инсулины, выпускавшиеся на одном из наших заводов, сегодня имеют серьезные осложнения из-за того, что препараты не были очищены в должной мере.
Ждем рецепта от депутатов
В апреле ситуация на фармацевтическом рынке будет обсуждаться на депутатских слушаниях. Предполагается, что по итогам дискуссии, в ходе которой прозвучат разные точки зрения, будут приняты предложения по формам поддержки отечественных производителей как со стороны городских, так и со стороны федеральных властей.
Очевидно, что такая поддержка необходима, но очень важно, чтобы предпринимаемые меры не ударили по интересам конкретных людей и не лишили их права выбора.