Истории

Хит-парад роскоши петербургских госзакупок

Представительские авто, престижные гаджеты и другие товары класса «люкс»: чиновники и руководители госкомпаний покупают их за бюджетный счет. Наш город – не исключение.

Государство собирает налоги, чтобы в школах были учебники, а в поликлиниках – лекарства. Но иногда чиновники тратят доверенные им средства на товары и услуги для себя любимых. Цены этих товаров превышают средние рыночные и уровень потребления большей части населения.

Главным фетишем российских госзакупок в последние годы стала продукция Apple. А ее главным потребителем среди учреждений, расположенных в Петербурге, – Государственный Эрмитаж. С 2012 года музей приобрел восемь «айпадов» и 24 «айфона» последних моделей. На некоторых закупках смартфоны скромно назывались «переговорными устройствами».

Похожим образом поступил ЦНИИ робототехники и технической кибернетики: в августе 2014 года объявил конкурс на покупку трех «айпадов» за 100 тысяч рублей и назвал их «сувенирной продукцией». Производители магнитиков и других сувениров, наверное, расстроились, что не могут поучаствовать в конкурсе.

Автомобильный хит-парад

Центр комплексного благоустройства, подведомственный Комитету по благоустройству Смольного, весной 2014 года купил пикап за 2 млн рублей, по всем характеристикам напоминающий Volkswagen Amarok. Как объяснили журналистам в комитете, автомобиль понадобился для буксировки дорожной лаборатории (а вовсе не представительских седалищ). Лаборатория приобретена в 2013 году для мониторинга дорожного покрытия и выявления колейности.

А вот петербургские энергетики из подконтрольной «Газпрому» «Территориальной генерирующей компании №1» летом 2014 года купили Audi A8 за 4,5 млн рублей с подогревом руля, пакетом дополнительного освещения, камерой заднего вида и автодоводчиком дверей – уже не для перевозки оборудования. Это несмотря на сокращение прибылей компании в первом полугодии на 13,8% и общие проблемы в отрасли.

Принадлежащее государству Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» в конце 2013 года купило Mercedes S500 за 6,3 млн рублей. Цитаты из техзадания: «Акустическая система с десятью динамиками Frontbass гарантирует великолепное звучание», «Включены динамические мультиконтурные передние сиденья с функцией массажа», «Комфортные подголовники обеспечивают значительный прирост комфорта и безопасности» и тому подобное. Это не торговое предложение автосалона, а официальные требования для подрядчиков.

Роскошные запросы чиновников и сотрудников госкомпаний не всегда оказываются удовлетворенными. Управление министерства чрезвычайных ситуаций по Петербургу в августе 2014 года собиралось приобрести некий «пункт управления для организации функционирования в режиме повседневной деятельности с возможностью расширения систем обеспечения связи и коммуникаций» за 14 млн рублей. В скобках к названию закупки пояснялось, что «пункт» должен размещаться в полноприводном автомобиле. Техническое же задание не оставляло сомнений: спасатели покупают люкс-автомобиль с такими аксессуарами, как «элетрорегулируемые передние и задние сиденья с функцией обогрева и памяти», навигационная система с функцией управления с заднего ряда, телевизор и холодильник. Для оправдания обтекаемого названия закупки автомобиль – предположительно BMW 7 или Audi A8 – следовало оснастить радиостанцией.

В среду, 20 августа, МЧС отказалось от закупки. Причины в открытых источниках не поясняются.

Как искать закупки роскоши?

В России действует прозрачная система госзакупок: техзадания любых ведомств и учреждений можно прочитать на специальном сайте (подробнее, как это делается, – в инструкции «МР»). Правда, сайт предназначен только для поиска и размещения тендеров, сомнительные же закупки выявляют дополнительные неофициальные сервисы.

Один из них, «Госзатраты», создан феврале 2014 года от лица «Комитета гражданских инициатив». Сайт автоматически собирает информацию о контрактах с неполной или искаженной информацией, закупках «роскоши», низкокачественных и запрещенных товаров, а также контрактах с фирмами из официального реестра недобросовестных поставщиков.

«За честные закупки» «Общероссийского народного фронта», в свою очередь, создан в сентябре 2013. Это база нарушений. Если Госзатраты» предоставляют открытые данные и алгоритмы для поиска нарушений, то на площадке прокремлевского ресурса активисты и организации самостоятельно мониторят госзаказ.

Коррупция ли?

– Для некоторых крайне немногочисленных, действительно представительских действий органов власти – требуются престижные авто, мебель, картины и так далее, – отмечает председатель правления «Трансперенси интернешнл – Россия» Елена Панфилова. – Но такие закупки должны быть точно определены в годовом плане и детально обоснованы. «Айфоны», само собой, идут мимо кассы – обоснование «айфонов» при их ценовой категории вряд ли возможно.

В сухом остатке: коррупционный состав можно усматривать, когда предметы роскоши закупаются без детального обоснования их необходимости, связанной с профилем деятельности органа власти, причём такое обоснование должно быть утверждено заранее (в конце предыдущего года) и закреплено документально.
 

share
print